Икона в Церковной Жизни
Почитание икон в Церкви можно сравнить с горящей свечой, пламя которой никогда не гаснет. Зажженный не руками человека, он не перестает гореть вечно. Икона относится к таинствам присутствия. Это присутствие лиц, изображенных на иконах, а через них — присутствие Самого Бога. Иконы также являются неотъемлемой частью восточной литургии. Иконостас является как бы «Богословской суммой Восточной церкви». Икона также учит молитвенному отношению, ведет к встрече с Богом, сама является молитвой. В первом параграфе этой главы речь пойдет об иконе как сакраментальном символе.
ИКОНА КАК САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ СИМВОЛ
Присутствие Христа в Церкви не ограничивается сакраментальными и литургическими действиями. Это «место» присутствия также является верой, молитвой и всем служением Церкви. Как отмечает В. Гриневич, то, что делает Церковь Церковью, — это прежде всего таинственное присутствие Христа и Святого Духа в провозглашенном слове Евангелия и в таинствах и Icons — их часть.
В начале нашего рассмотрения сакраментального значения иконы давайте попробуем определить само понятие таинства и учение о нем. В самых общих чертах можно сказать, что это символ, символическое действие.
Чаще всего таинства определяются как действенные знаки благодати (signa gratiae efficacia). Другое определение таинства — это таинство, которое добавляет еще один элемент к предыдущему: Таинства — это знаки, установленные Христом, которые означают внутреннюю благодать и своим исполнением даруют ее.
Католическая Церковь осознает, что она связана волей Иисуса в придании форм своему сакраментальному действию, и это же осознание не позволяет ей выйти за пределы числа семи таинств, которые она приняла на протяжении веков под действием Святого Духа.
Как известно, фундаментальное богословие объясняет и закрепляет основу догматической сакраментологии. Объектом фундаментальной теологии в данном случае являются условия спасительного посредничества таинств, связанные с теологией творения и особенно с антропологией. Один из главных вопросов — как вещи этого мира могут указывать на Божье спасение и служить посредником? Другой вопрос: каково значение символических актов в человеческих отношениях и каков их эффект? Отвечая на эти вопросы, фундаментальное богословие помогает догматическому богословию в его главной задаче — показать таинства, основанные на источниках христианской веры, как специфические для конкретной ситуации способы осуществления вселенского таинства Церкви.